ПЕДАГОГИ ОБ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИИ: НИЧТО НЕ ЗАМЕНИТ ОБЩЕНИЯ ВЖИВУЮ
VOX: Система показала отсутствие готовности к онлайн-обучению. Какие трудности испытываете вы как педагоги?
Адильбек Сансызбаевич:
— Я бы не сказал, что онлайн-формат настолько труден — для меня, напротив, это интересно. Я осваиваю новые онлайн-площадки, в этом есть свои плюсы: некоторые задачи со студентами действительно можно выполнять дистанционно.
Давать категорическую оценку онлайн-формату не стоит, я думаю, что в будущем, когда технические условия будут улучшены, мы сможем себе позволить частично использовать и онлайн-формат.
Но контактное обучение все-таки должно остаться главной формой обучения, потому что связь преподавателя и студента вживую необходима и всегда будет необходима. Ведь работа преподавателя заключается не только в том, чтобы дать знания, но и в том, чтобы воспитать специалистов, которые, выйдя из стен университета, смогут уверенно сделать первый шаг во взрослую жизнь.
VOX: Отсутствие личного контакта с учениками усложняет ситуацию?
Адильбек Сансызбаевич:
— С начала года мы осваиваем новые онлайн-площадки, и в целом студенты на них уже освоились. Но не ощущать в процессе обучения атмосферу аудитории всё еще непривычно, меня преследует чувство, что не все поняли тему. Контакт с учениками важен не столько физически, сколько эмоционально, ведь преподаватель учит не только теории, но и работе с полученными знаниями.
Для этого у нас в университете существует юридическая клиника, где студент может практиковать полученные знания под руководством преподавателей, а для этого нужен физический контакт. Например, студенты часто после уроков ищут преподавателя, обращаются к нему с каким-нибудь вопросом, который остался недопонятым.
Все студенты — с разными характерами и разным уровнем восприятием информации, кому-то нужен индивидуальный подход. Именно поэтому физического контакта крайне не хватает.
VOX: Удается ли правильно выстраивать атмосферу на уроках, отмечать наиболее активных и старательных?
Адильбек Сансызбаевич:
— Вдохновлять учеников в онлайн-режиме сложно, но я стараюсь постичь эту науку. Студенты всегда видят, если преподаватель любит свой предмет, именно это вдохновляет, даже в онлайне. К тому же студенты — уже более взрослое поколение учеников, для них серьезной мотивацией являются итоговые оценки. Не выполнил задание, получил низкий балл — жди последствий в конце семестра.
При онлайн-обучении маркером может служить и такой момент: какого уровня сложности выбирает для себя задания студент. Есть те, кто пытается осилить самые сложные задания, а есть студенты, которые всегда берутся за самые легкие. Я всегда учитываю это, оценивая результат.
VOX: Как онлайн-обучение влияет на посещаемость?
Адильбек Сансызбаевич:
— Посещаемость на моих уроках, например, не снизилась. Все студенты понимают, что онлайн-уроки на данный момент — это единственный способ обучения и единственная возможность задать вопросы по темам, которые им непонятны. Нужно отдать должное студентам, их ответственность оказалась на хорошем уровне.
VOX: Онлайн-формат легализовал списывание. Как в таких условиях проводить контрольную или экзамен?
Адильбек Сансызбаевич:
— Проверка заданий на электронном портале не представляет трудностей. Если правильно воспользоваться технологией для проверки заданий, то программа будет сама выставлять баллы в зависимости от количества правильных ответов. Насколько студент подготовился, то он и получил. Но есть задания, которые нужно выполнять под руководством учителя, как у нас, например, на специальности «юриспруденция».
VOX: Чтобы подвести итог, скажите о плюсах и минусах онлайн-образования. У вас есть желание вернуть всё в прежнее русло?
Адильбек Сансызбаевич:
— Начнем с плюсов. Такой формат обучения удобен для студентов, получающих второе высшее образование. Во времена инноваций и технологий тоже нужно изучать и набираться опыта работы в онлайн-формате. Все эти навыки могут нам пригодиться.
Из минусов — отсутствие живого человеческого общения. Передача эмоций, благодаря которым можно разбудить и заинтересовать аудиторию в предмете. Бесконтактный процесс не дает полной возможности сделать это.
— Не стоит возвращать всё в прежнее русло. Часть прежнего формата необходимо вернуть, а другую часть оставить дистанционно. Можно скомбинировать учебный процесс, дать преподавателю возможность разделить его на контактную и бесконтактную формы обучения.
Полное интервью доступно по ссылке: https://voxpopuli.kz/pedagogi-ob-onlajn-obuchenii-nam-ochen-ne-hvataet-obshheniya-vzhivuyu/